Дата публикации: 10-06-2017
На сегодняшний день довольно широкое распространение получил комплекс утренней гимнастики по Ефименко. Николай Ефименко – кандидат педагогических наук, разработал и внедрил специальные занятия, проходящие в игровой форме.
Ефименко положил в основу своего учения эволюцию животного мира Дарвина. Кандидат педагогических наук считает, что двигательная активность ребенка должна развиваться в такой же естественной последовательности. Т.е. сначала ребенок выполняет все упражнения, лежа на спине, затем переворачивается на живот, возвращаясь в предыдущую позицию и снова оказываясь на животе.
Затем осваивает ползания по-пластунски и на «четырех конечностях», постепенно переходя к упражнениям в сидячем положении, стоя, в процессе ходьбы, подпрыгивания, бега, лазания, различных действий с предметами, метания и т.д.
Он дает рекомендации разделить все физическое развитие детей на этапы или кварталы, чтобы периодически повторять все виды упражнений. Он дал название этой работы «повторно-кольцевое построение занятий» и призвал воспитателей работать, основываясь на этом принципе.
Ефименко говорит, что малыши младших групп способны освоить только небольшую часть упражнений и, соответственно, высоких результатов они показать не могут. Но если говорить о комплексе утренней гимнастики для средней группы и старше, то здесь дети уже способны ползать и преодолевать препятствия на возвышенной и ограниченной опоре, переносить предметы и многое другое. В процессе освоения упражнений детям увеличивают длину пути, физическую нагрузку, задают новые направления координации и силы.
Ефименко уверен: детям детсадовского возраста необходимы упражнения общего развития, они выступают в качестве разминки, разогрева мышц, чтобы подготовить организм к основным движениям. Он делает упор на то, что от подготовительных упражнений зависит результат основных движений. Он считает такую подготовку сырьем для изготовления.
Ефименко призывает отказаться от устаревшего шаблона, подразумевающего деление физкультуры на три части – подготовка, основная часть и заключительная. Он призывает не строить детей в ряд, чтобы начать занятия с маршировки, а позволить им остаться в своих кроватях и начать заниматься лежа на животе или на спине.
Не секрет, что физическая деятельность начинается с так называемого включения, когда во всех системах и органах ускоряется кровообращение, расширяются стенки сосудов, увеличивается температура кожи, мышц и объем сердца, растет частота его сокращений. Эта фаза должна быть пройдена детским организмом в подготовительной части занятий.
За первые несколько минут пульс ребенка должен достигнуть отметки 120-140 ударов в минуту. Этого можно достичь путем применения наиболее целесообразных упражнений, при этом нежелательно, чтобы дети бегали и подскакивали, потому что нагрузка на сердце уже не будет отвечать основам подготовительной части.
Ефименко исповедует так называемый Театр физического воспитания, призывая воспитателей подавать упражнения в игровой форме. Такой подход физического воспитания малышей считается самым эффективным, посредством игры можно достигнуть заоблачных высот. К примеру, тематическое занятие «Боцман и юнги» предполагает подготовительную часть начать выполнять на гимнастической скамейке, которая будет играть роль корабельного трапа.
В финале можно показать детям «шествие моряка»: как моряк ставит ноги по обе стороны от лава-трапа и проходит по всей его длине, шатаясь и приняв серьезный вид настоящего «морского волка».
Благодаря элементам клоунады, дети могут развлечься, посмеяться и расслабиться. Ведь положительные эмоции заряжают детей энергией. Поэтому во что бы дети ни играли – в «Казаки-разбойники», «Пушистый зоопарк», «Джунгли Амазонки», «Остров сокровищ» или «Таинственный космос» это от начала до конца должна быть большая тематическая игра. В ходе таких занятий разворачивается сюжет, включаются все новые и новые ситуации, чтобы сохранить положительный игровой тонус и высокий эмоциональный фон детей.
Ефименко считает, что комплекс утренней гимнастики должен использовать язык игры. Каждое занятие должно быть положено на игровое действо с ненавязчивым вплетением элементов обучения, коррекции, воспитания, развития и оздоровления.
В занятии, которое педагог подаст в стиле «театр», дети не увидят элементов обучения и каких-то программных задач, данный стиль в первую очередь предоставляет детям возможность вдоволь наиграться и напрыгаться. В результате учебный материал фактически усваивается ими на подсознательном уровне.
Каждая задача решается путем игры, включающей соответствующие движения. Такие занятия, как правило, проводятся в теплый период года, когда все упражнения уже освоены детьми и берется курс на укрепление двигательных навыков, развитие физических качеств и проявление умений в меняющейся ситуации.
Данная утренняя гимнастика – это специфическая форма устройства физического воспитания подрастающего поколения. Она не может быть заменена физкультурой или другими подвижными играми. Она призвана прогонять сон у детей, помогать им организованно включаться в режим дня, создавать бодрое настроение.
За счет ежедневных тренировок можно развить методичную технику движений, укрепить мышцы тела, сформировать правильную осанку, предотвратить сутулость и различные искривления позвоночника, улучшить обмен веществ, наладить работу кровеносной и нервной систем, углубить дыхание.
Благодаря утренней гимнастике дети привыкают выполнять ежедневные физические упражнения, они учатся навыкам коллективного общения и общения с воспитателем. Утренняя гимнастика вкупе с водными процедурами закаляет детей.
Для проведения утренней гимнастики необходимо создать гигиенические условия, идеальным вариантом будет открытая веранда, если, конечно, позволяют погодные условия. Если это помещение, то оно должно быть хорошо убрано и проветрено. Лучше найти для этих целей большое помещение, преимущественно зал, чтобы можно было проводить гимнастику с группами разных возрастов по очереди. Температура воздуха в помещении должна составлять +16 градусов, если стоит задача закаливания детей, то ее нужно снизить до +14 градусов.
Комплекс утренней гимнастики задействует в работе все основные группы мышц: плечевой пояс, конечности, туловище, мелкие мышцы кистей, шеи, стоп. Что касается комплекса утренней гимнастики для старшей группы, то упражнения для детей этого возраста предусматривают проработку косых и боковых мышц тела.
Но в какой бы возрастной группе ни проводились занятия, они обязательно будут включать упражнения, усиливающих функцию внутренних систем и органов. Речь идет об упражнениях, связанных с преодолением массы тела (беге или прыжках). Данные тренировки обязательно учитывают возрастные возможности детей, т.к. существует определенная опасность при увеличении дозировки таких движений.
Эффективность утренней гимнастики во многом зависит от характера двигательной активности. Особенность данного тренинга для дошкольников заключается в том, что в нем кратковременные напряжения чередуются с расслаблением мышц исполнителей. Это создает у детей наиболее благоприятное состояние. Данный комплекс упражнений исключает использование движений статического напряжения, а если предотвратить их нельзя, детям дают возможность передохнуть. Нецелесообразно применять и упражнения, связанные с упором и напряженным исполнением.
Такое проговаривание движений имеет и еще одну положительную сторону: развивается кора головного мозга, ускоряется ее созревание, формируется звукопроизношение у детей, корректируется их язык.
Что касается игровой тематики, то рекомендуется выбирать такой сюжет, который бы соответствовал данному сезону, к примеру, зимой «Дед Мороз», а летом «Хозяйка медной горы». Если на улице установилась холодная и влажная погода, не стоит использовать игры, включающие пение и речитатив, чтобы предохранить голосовой аппарат.
Подбор игры должен быть произведен с учетом подготовленности детей. В самом начале года, т.е. в сентябре, сюжет и содержание должны быть простыми и незамысловатыми, с минимальным количеством сложных движений.
Чтобы закрепить у дошкольников двигательные навыки и развить физические качества, будет очень полезно повторять известные им забавы в течение всего года и в строго определенной последовательности. Так же вносить изменения, соответствуя поставленным задачам, усложнять правила игры и движения, в качестве площадки для проведения игр использовать то опушку леса, то расчищенный участок, то песчаный берег реки.
© Все права защищены. Использование материалов только со ссылкой на ресурс kaksbrositves.ru
Разработка: частный вебмастер LinkLib